НА ФОРУМАХ
87
1
194
2
311
2

Четыре темперамента ребенка



«Никогда не действуй против темперамента ребёнка!»
«Как бы хотелось, чтобы учительница каждый день подходила к нашему ребёнку, брала его за руку. Смотрела в глаза и видела его таким, каким видим его мы, родители…  Чтобы она по глазам поняла, что вчера он много раз переписывал домашнее задание и всё равно сделал  его неаккуратно, а потом весь вечер провёл в слезах… Чтобы догадалась, что он задирался к девочке, потому что очень хотел с ней подружиться, но не знал, как подойти. И многое, многое другое… Но как же можно об этом мечтать, когда учительницы в классе  таких  30 ! »
«Наш Володенька всё делает очень медленно. Мы на него сердимся, но ничего не помогает» .  Для учителя это очень ценное знание, услышав об этом. Он расскажет родителям, что  на Володю не надо сердиться, что ещё в средние века знали, что каждый человек имеет свой ритм, свой особый темперамент, который ярче всего проявляется в детстве и лишь с возрастом при правильном воспитании может и должен сгладиться. А пока ни в коем случае не надо торопить Володю, пусть он делает медленно, но зато никто не будет спорить, что Володя всё делает очень тщательно и аккуратно. «Лучше меньше, да лучше» - вот что должно  помогать родителям при воспитании Володи. А учитель позаботится о том, чтобы постепенно Володе захотелось сделать так же быстро , как это получается у девочки, которая сидит у окна и тянет руку. Володя вообще не понимает, как она успевает делать всё раньше всех…
Четыре темперамента

Известная финская учительница  Кайсу  Виркунен писала, что  ещё в первой половине ХХ века будущих учителей  знакомили с учением о темпераментах и о том, как раскрывается смысл этого учения  в школьной жизни.
Представим, что  вдруг с грохотом раскрывается дверь класса и на порог влетает плотный запыхавшийся  мальчик , его щёки горят после только что выдержанной потасовки во дворе, энергия  так и кипит и выплёскивается через край. За ним тихонько, стараясь прошмыгнуть на место незамеченным, крадётся его худенький одноклассник: «Может, лучше переждать весь этот шум и гам в коридоре?» Оценив  ситуацию, он выбирает самый безопасный маршрут к парте и, как мышь, пробирается к ней. Далеко по коридору разносится  весёлый, звонкий девчоночий голос. Подбежав к учительнице, она начинает с восторгом рассказывать, какую чудесную собачку видела во дворе. А вот,  не оглядываясь попусту по  сторонам (зачем на глупости  тратить время?), медленно и важно шествует по классу  пришедший чуть позже всех паренёк и неторопливо усаживается  за свою парту. Так перед учителем  проходят все четыре темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик. С какими же словами обратится к ним учитель? Если он не знаком с учением о темпераментах, скорее всего холерику он скажет: «Да помолчи ты хоть минуту», меланхолику:»Смелее!», сангвинику: «А теперь сядь, достань тетрадь и приступай к работе», а флегматику: «Ну-ка поторопись». Но именно эти слова будут самыми неуместными».

Внешние признаки

Золотое правило воспитателя, знакомого с учением о темпераментах, гласит: « Никогда не действуй против темперамента ребёнка!- иначе ты потерпишь неудачу.- Подобное лечится подобным!»  Если вы готовы принять ребёнка с его темпераментом, то между вами возникнут добрые отношения и дух  доброжелательства  будет определять общее настроение, а для воспитания детей это, пожалуй, самое важное.
У каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Но если нарушаются условия нормальной жизни, то холерик превращается  в гневного и истеричного человека, меланхолик будет страдать от неуверенности, сангвиник – паясничать, а флегматик походить на слабоумного. Однобоко развитый темперамент приносит огромные страдания не только своему владельцу, но и всем окружающим.
Прежде чем заняться воспитанием темперамента, нужно его определить. В некоторых случаях он выражается очень ярко. Но часто в человеке уживается несколько типов сразу. Темперамент выражается даже в физическом строении человека. Плотная , коренастая фигура с выдающейся грудной клеткой свойственна холерическому темпераменту, меланхолик же имеет вытянутые вверх, узкие очертания. Ребёнок –сангвиник – очень хорош собой и пропорционально сложен. Флегматик же всегда округл, он предрасположен к полноте.
Уже по рукопожатию  можно многое узнать о темпераменте ребёнка: рукопожатие холерика твёрдое и горячее, меланхолик протягивает руку робко, осторожно, у сангвиника рука теплая. А у флегматика – мягкая и часто  влажная. Можно проследить и за походкой детей: искры вылетают из-под первого, второй ступает так, как телёнок, впервые вставший на ноги, третий как будто летит, касаясь земли лишь кончиками пальцев, а четвёртый ступает на всю ступню.

«Дрессировка коня для наездника»

Если для воспитателя индивидуальность ребёнка больше, чем простой набор свойств характера, то он сможет научиться видеть, «как  силы, лежащие в основе  индивидуальности, находят своё неповторимое воплощение». Ведь именно особую индивидуальность каждый из нас видит в другом человеке. Наш ребёнок может быть весёлым или грустным, послушным или упрямым, но за всеми этими характерными особенностями -  уникальная личность, индивидуальность, дорогая для любящих и близких людей.
Итак, нам, родителям и учителям,  важно научиться  воспитывать  типичные свойства  темперамента нашего  ребёнка, так как именно они являются помощниками человека или его врагами, его достоинствами или недостатками. Они могут стать опорой для выражения его индивидуальности или непреодолимой  преградой.  Получается, задача воспитателя – это  «дрессировка коня  для наездника, которому предстоит  долгое жизненное путешествие, и нелегко придется  в пути, если конь окажется норовистым скакуном или немощной клячей». С помощью искусства воспитания  мы можем помочь ребёнку,  чтобы свойства  его характера  стали «удобным инструментом», которым ребёнок, став взрослым, сумел бы воспользоваться, чтобы через них наиболее полно могла проявиться творческая личность.

Оговорочки по Фрейду

Размышление о тренингах и работе тренера

Эрик Эриксон развитие личности

Здоровый свет